Я тоже тему не изучал, но немного изучал средневековый менталитет, и по этому поводу могу сказать следующее:
Недопустимо подходить с нашими современными мерками к людям 16 века.Это первое.
Второе.
В традиции романтической (и романической литературы) дама, особенно - возлюбленная прекрасного рыцаря, всегда, выражаясь некуртуазным языком -
овца слабое и ранимое существо, неспособное двух шагов ступить без мамки-поводыря.
Поэтому правильно говорить не то, что нам не нравится Диана (книжная, про кино я просто промолчу, ругаться при дамах не хочется), а то, что такой тип сознания современному человеку уже глубоко чужд.
А теперь по буквам, хотя и несколько по иным.
Кто-нибудь задумывался, что представляла собой жизнь провинциальной дворянки в 16 веке? У кого-нибудь есть уверенность, что Диана за всю свою бытность в девицах была хотя бы в Анжере?
Начнем с семьи.
Был один барон де Меридор, - заметил Бюсси, - который в битве при Павии
мог избежать пленения, но сам вручил свою шпагу испанцам, когда узнал, что
король в плену, и как единственной милости попросил дозволения сопровождать
Франциска Первого в Мадрид...
Битва при Павии состоялась 23 февраля 1525 года, действие романа разворачивается в 1578, злоключения Дианы начинаются в 16 лет. Она 1562 года рождения, на 12 лет младше меня.
В наше время она бы только-только закончила школу.
Вернувшись из Испании, отец женился. Первые его дети, двое сыновей,
умерли. Их смерть была жестоким ударом для барона де Меридор, потерявшего
надежду возродиться в наследнике. Вскоре затем скончался король, и горе
барона превратилось в отчаяние. Несколько лет спустя он покинул двор и
затворился со своей супругой в Меридорском замке, а через десять лет после
смерти сыновей, словно чудом, у них родилась я.
Да и вообще посчитаем, сколько лет барону. Даже если учесть, что службу в то время начинали довольно рано (допустим, при Павии ему было даже 14 лет)... со дня этой битвы уже прошло 53 года. То есть как минимум барону 67 лет. Практически ровестник мадам Екатерины. Стало быть, округляя, в год рождения Дианы ему было около 50 лет. Довольно приличный возраст для отцовства, не кажется?
Как мог воспитывать дочь человек такого возраста, да еще так дороживший ею? Судя по описанию, вряд ли она была светской девушкой, скорее уж такой предтечей руссоизма (в 16 веке его еще не было, но Дюма его знал), символом природной чистоты в противовес развращенному городу.
Легко можно представить, какие книги составляли ее чтение и какие занятия - ее быт. Голову даю на отсечение, вряд ли она читала предшественников Брантома, скорее уж Томаса Мэлори. При таком папе - не удивлюсь. Легко можно представить, как проходила ее жизнь: эдакая Татьяна Ларина, с поправкой на время. Та, помнится, вообще влюбилась в первого заезжего франта.
Могу сказать в защиту персонажа вот что: характер сообразуют обстоятельства. Если бы Генрих Гиз не потерял отца в 13 лет, еще неизвестно, кем бы он вырос. Если бы Диана потеряла мать хотя бы в 13 лет, она бы тоже была другой. Но ей просто
никогда не приходилось сталкиваться со злом. Вообще никогда. Вряд ли любящий папа отпускал ее посмотреть, как порют крестьян и собирают налоги.
Ей просто не было нужды проявлять то, что мы называем характером, то есть силу духа (а она отнюдь не малодушна), стойкость, хитрость, выносливость. Кстати, обманывая мужа, она их прекрасным образом проявляет.
Еще момент, и очень обидный. Как-то мы господа упускаем из виду такое понятие, как честь.
Горько.
Но представьте себе, в 16 веке женская (да и мужская) честь не всегда являлась предметом продажи, как в наше испорченное время, и часто люди предпочитали умереть, чем утратить доброе имя.
Это к вопросу о выгоде роскошной жизни любовницы принца.
Не вижу повода
обвинять героиню в том, что она выросла с мечтой о прекрасном принце. Некоторый опыт учит, что с такой мечтой вырастают почти все девушки, только одним принц представляется богатым и на мерседесе, а второй - на коне и со шпагой.
Каждому свое.
Это -
нормально для 16 века. Не для Парижа, а для Меридора, разумеется. Хотя в фанатках Бюсси какое-то время ходила и искушенная королева Марго. А уж для образа героини, все предназначение которой в романе - выступать объектом обожания Главного Героя...
Героя, извините за выражение, как пассионария.
Надо было, чтобы честь дамы была в опасности и
надо было, чтобы она попала в такую ж... неприятность. Если бы на ее месте был господин Рибейрак, и роман бы назывался как-нибудь по-другому, то главный герой дал бы по голове герцогу канделябром и уплыл бы брассом через Ла-Манш. Но это был бы другой роман.
Короче говоря, причина не в овце, а в романической условности, с которой Дюма сохраняет статус-кво, сотворенной, дабы угрожать героине и позволить ГГ (главному герою) жечь на всю катушку.
Кстати, вот чего я тоже не понимаю, и по поводу этого мы уже спорили, так это поведенья ГГ, которому, в общем, надо было сделать только одну, но аккуратную дырку в туловище графа де Монсоро. Совесть любимой это, конечно, дело священное, но вдовы утешаются в известном месте, а уж с любимым человеком это как бог наказал.
Но тут, я повторюсь, чистая условность.
Хотя Сен-Люк, которого я вообще терпеть не могу, и то вел себя куда больше как мужчина.По поводу поведения в критической ситуации и о
характере Главной Героини.
Характер у Дианы как раз есть. Другой вопрос, что он не проявляется сразу, и она, как всякая женщина (16 века) предпочитает лавировать, вместо того, чтобы подарить мужу ножовку - рога спиливать. Если уж так говорить, она к тому времени уже стала светской дамой и поосмотрелась вокруг,- а в Париже того времени супружеские измены не считались какой-то запредельной девиацией. И, кстати скажу, далеко не все женщины в ее положении гордо ушли бы к любимому, пример мы наблюдаем и по си дни. У нее было имя и положение, а рисковать жизнью любимого... может быть, ей даже представлялось, что все это, выражаясь поэтически, окружает их любовь с Бюсси неким героическим ореолом.
В чувстве реальности ей можно отказать. Но дама того времени и
не должна была сопрокасаться с реальностью. Это, пардоньте, не Тверская улица в городе Москве, это Гиневра и Ланселот, Тристан и Изольда, Элоиза и Абеляр.
Это другое сознание.
Характер Дианы выковывается буквально за один день - за одну ночь, если быть точным. Характер - это то, что позволяет жить, когда в пору удавиться, и поднимать голову, когда все потеряно. "Гордость - это невидимая кость, которая не дает нагибать голову". Из той же оперы.
Ну и собственно про последнюю ночь, буквально два слова. Опять же, возвращаясь к непечатному, то есть к лекции по фехтованию: не можешь помочь - спрячься и молчи. Ревнители активной позиции будут против, вспомнят подсвечники, щипци для камина и прочие предметы арматуры - а много ли может сделать женщина против вооруженных мужчин? Пришедших, между прочим, не в салочки поиграть. Кто-нибудь дал бы гарантию, что она бы вышла живой из этого дома?
Я нет.
Сам жену ядом поил.
А вот что могут сделать вооруженные мужчины, взав в заложницы любимую женщину - это представить легко.
Так что сделала все правильно: не лезла под руку и не отсвечивала. Вела себя тактически грамотно, если учесть, что под рукой не было гранатомета. Или хотя бы УЗИ.
Не должна женщина лезть в мужскую драку.
И это тоже к вопросу чести.
Извините за многословность. Сабж.